Январь 2025
8 минут на прочтение
Что меняется в индустрии и какие курсы ждёт рынок.

Тренды в онлайн-обучении и образовании на 2025 год

Ошибки в продажах онлайн-курса
2024 год не был стабильным или предсказуемым: замедлялся YouTube, ряд сервисов ушли с рынка или блокировались, в инфобизнесе разворачивались резонансные события, вплоть до арестов инфлюенсеров. Плюс ушедший год стал знаковым в плане работы с помощью нейросетей.

Перемены неизбежно обращают на себя пристальное внимание и тех, кто выбирает для себя онлайн-курсы, и тех, кто их создаёт. Для эффективного продвижения приходится переоценивать площадки, пересматривать стратегию и инструменты, а нередко и продукт. Рассмотрим, каким рынок онлайн-обучения подошёл к 2025 году, какие курсы отвечают запросам аудитории и что работает на конкурентоспособность онлайн-школ.
Запуск курса ошибки

Обзор рынка EdTech к началу года: результаты и видение экспертов

С чем пришли к началу 2025? Общий объём рынка за 2024 год превысил 145 млрд рублей и обошёл показатели предыдущего года в среднем на 21%, хотя и налицо замедление темпов роста. К концу года основные объёмы у сегментов детского и взрослого образования. ДПО тоже росло не так динамично, как годом ранее. Основной потенциал роста — СПО и высшее образование, которые, по мнению аналитиков, будут драйвить рынок и в 2025 году.

А что по карьерным реалиям? «СберПодбор» и сервис «Работа.ру» провели опрос и узнали, что наиболее актуальными профессиями, по мнению респондентов, остаются специальности в IT-сфере. Хотя объективно, спрос на айтишников уже не показывает прежней динамики, крупные компании даже сокращают число вакансий. А ещё новоиспечённые менеджеры по продажам, маркетологи и дизайнеры совсем не в топе — вероятно, рынок уже насыщен вчерашними выпускниками, а специалистов с опытом расхватывают сразу же.

Ожидаемо, на пике спроса специалисты по работе с искусственным интеллектом — тенденция из хайповой функции довольно быстро перешла в мастхэв. Отсюда, вероятно, и сокращение вакансий в IT, в тех позициях, где можно оптимизировать процессы с развитием ИИ-решений. Так, AI уверенно занимает позиции в создании креативов, работе с текстом, массивами данных и аналитикой.
В целом на рынке труда сегодня востребованы профессии, связанные с новыми технологиями и цифровыми навыками, и те, что ориентированы на развитие человека и его благополучие: разработка, экономика, медицина и здравоохранение, электроника, тестирование и программное обучение.
Кроме дополнительного образования и новых профессиональных навыков, людей по-прежнему интересуют здоровье, психология и отношения, хобби.
Как выбрать нишу для онлайн школы
По прогнозам экспертов рынок продолжит расти, хотя динамика будет менее интенсивной, а значит, отрасль становится более стабильной. В фокусе уже не количество, а серьёзная работа над качеством продуктов и конкурентностью школ.

Потенциал видят в импортозамещении сервисов и использовании ИИ. EdTech есть куда развиваться, и скорее всего, 2025 год станет годом консолидаций и новых стартапов. Но в то же время, и очередных вызовов.

А что говорят участники рынка про отдельные бизнесы?

Дмитрий Румянцев, основатель «Белой конфы», считает, что ушедший год впору ассоциировать с комплексным кризисом в онлайн-обучении: огромное количество распродаж курсов, кассовые разрывы и падение прибыли, проблемы с рассрочками, негативный фон из-за нашумевших эпизодов с блогерами. В прогнозах — период низких чеков, поиск новых форматов курсов и трафика, рассвет подписной и клубной модели.
  • В продолжение темы Александра Дорофеева, эксперт по масштабированию онлайн-школ, отмечает точки роста на 2025 год:
  • Стратегия ограниченного предложения — возможность отстроиться от тех, у кого можно купить всегда.
  • Оптимизация команды.
  • Увеличение LTV клиента, когда его цикл составляет не 2-3 месяца, как обычно, а с покупкой нескольких продуктов уже 12-15 месяцев.
Запуск курса ошибки

Тренды в онлайн-обучении в 2025 году

Легализация и прозрачность работы

Нескольких скандалов с блогерами, когда возник вопрос о серых схемах и продаже «успешного» воздуха, стало достаточно, чтобы аудитория кардинально пересмотрела отношение к выбору эксперта и курса. И стала оценивать, кому можно доверить обучение, чтобы не потерять время и деньги.

Уже не вопрос — однозначно платить налоги, соблюдать политику конфиденциальности и предметно обучать тому, что заявлено в программе. Плюс остаётся открытым вопрос с лицензированием и бессистемным применением терминов «школа», «академия», «университет». Тут тоже не за горами регулирование, и лучше вести бизнес в белую.

Персонализация

Адаптация под конкретные запросы — максимальная клиентоориентированность. Пусть ученик знает, что у него есть право выбора: гибкий план прохождения программы, индивидуальные учебные треки, подходящий формат и способ коммуникации.

Адаптивность и гибкость даёт онлайн-школе конкурентное преимущество — тот самый индивидуальный подход, которого часто не хватает в массовых курсах.
Одно из удачных решений — предлагать отдельным продуктом дополнительные занятия в мини-группе или персонально, когда удобно обсудить частные вопросы и уделить больше внимания участникам встречи.

Увеличение LTV ученика

Многие школы строят маркетинг линейно: запустили рекламу, собрали заявки, провели обучение, выпустили и попросили отзыв. Сейчас трафик обходится всё дороже, а конкурентов всё больше. Поэтому эксперты советуют фокусироваться на тёплой аудитории. продумывать максимально эффективные первые касания, сегментировать базу, работать на удержание.

Чем привлекательнее условия и удобнее сам процесс обучения, тем дольше ученик с вами. Когда он покупает пакет программ или вступает в клуб по подписке, продажи легче прогнозировать в сравнении с рекламными кампаниями на холодный трафик. Важно прорабатывать продуктовую линейку и формировать привлекательные предложения возвратным клиентам. Хорошо работает на эти задачи и реферальная программа.

Применение ИИ в онлайн-обучении

Искусственному интеллекту вовсю поручают создание рекламных креативов, подготовку контент-планов, теоретических материалов и обработку массивов данных. Оформить обложку курса для размещения на платформе, придумать задание для проверки знаний, отредактировать текст лекции — всё это уже по силам нейросетям. Но критически проверять, что сгенерил ИИ, по-прежнему обязательно.

В целом сохраняется тренд на технологичность: «умные» сервисы и геймификацию, VR и приложения. И тут тоже важно знать меру и понимать, насколько оправдано их внедрение.

Непрерывное обучение

Желание расти и меняться к лучшему — это уже само по себе тренд: саморазвитию и адаптации к реалиям уделяют особое внимание.
Получить однажды профессию и оставаться всю жизнь востребованным специалистом уже не получится — деловая среда слишком быстро меняется. Если своевременно не апгрейдить знания и навыки, можно выпасть из рынка.
Отсюда актуальность непрерывного обучения, в том числе ДПО — на курсы повышения квалификации или переподготовки приходит опытный специалист, чтобы прокачать навыки и расти дальше.

Разные форматы: Project-Based Learning, микрообучение, смешанное обучение

Люди хотят сменить профессию или научиться чему-то новому быстро, чтобы окупить обучение. Весь ритм сегодняшней жизни задаёт тренд на оперативность и практическую пользу. Актуальные онлайн-курсы делают упор на короткие модули и практическое закрепление. А ещё здорово, если ученику можно выбрать удобный формат: предлагаем на усмотрение ученика посмотреть, прочитать или прослушать урок.

Важно, когда на курсах помогают безболезненно встроить новые навыки в практику, даже когда начинаешь с нуля. В этом особую ценность открывают курсы с проектным форматом. Дизайнер, редактор, разработчик пробуют себя в реальной работе и получают максимально релевантный опыт.

Развитие soft skills

Гибкие навыки не относятся к конкретной сфере или профессии, но без них сложно выстраивать деловые связи или адаптироваться к новой деятельности. Поэтому тренд на формирование софт-скиллз только укрепляется. Даже привычно «интровертные» специалисты в сфере IT стали прокачивать софт скиллз, чтобы быть в рынке. Ведь работодателям важно, как сотрудник решает нетипичные задачи, адаптируется к переменам и общается с командой.

Развитие soft skills — инвестиция в себя. Выступить на большую аудиторию, работать в команде, вести переговоры, разрешать конфликтные ситуации или совершать холодные звонки — тоже софт-скиллз. Такому можно и нужно учить — в рамках полноценного курса или отдельных уроков.

Коммьюнити и онлайн-коворкинг

Уверенный тренд на ближайшие годы — общение и поддержка. Потому что проще и эффективнее получается учиться или делать первые шаги в комьюнити единомышленников. В сообществе ищут ответы на вопросы, обмениваются мнениями, выстраивают профессиональные связи и даже находят друзей или работу. Важно закладывать этот подход на этапе разработки курса, учитывать общение как с одногруппниками, так и с кураторами и участниками рынка.
Запуск курса ошибки

Что ещё учесть тем, кто делает обучение онлайн

Актуальные профессии сейчас в целом предполагают ориентирование в разработке, анализе данных и внедрении технологий и сервисов в решение повседневных задач. А спрос в обучении направлен в сторону практики и специализации, чтобы ученик мог быстро видеть отдачу и сразу применять полученные знания и навыки.

  • Однако, тренды EdTech не универсальны, и не гарантируют, что вы получите хороший продукт или добьётесь успеха в нише. Главными в создании качественного обучения остаются решающие принципы и ценности:
  • Результативность и баланс
    Основная задача — обеспечить результат, привести к цели, ради которой ученики выбрали именно это обучение. Причём, соблюдая баланс между теорией и практикой, сложностью материала, нагрузкой и уровнем подготовки, а ещё обучением «за ручку» и самостоятельной работой.
  • Клиентоориентированность
    Какие форматы помогут лучше освоить тему? Где ученику удобнее общаться или смотреть урок? Нужен ли разбор ошибок или пролонгированный доступ к курсу? Другими словами, насколько организаторы учитывают интересы и возможности обучающихся. И это во многом решает, будет ли клиент доволен и станет ли рекомендовать курс кому-то ещё. Напрямую это не считывается в программе, но коренным образом влияет на NPS.
  • Экологичность и доверие
    Аудитория всё тщательнее выбирает онлайн-школу и всё аккуратнее доверяет свои время и деньги. Слишком много школ-однодневок и примеров разочарования после очередного откровенно слабого обучения. И потом, часто в инфополе звучит критика курсов, сделанных на скорую руку и только ради прибыли. Прогревы, дожимы, холодные лиды — оставьте эту отчасти циничную терминологию маркетингу, а общаться с клиентом важно «на человеческом» — экологично, честно и открыто. Задача школы — оправдать доверие и выполнить заявленные обязательства. Это репутация школы и залог того, что у неё будут ученики.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?