бизнес-план
Как спланировать запуск онлайн-школы и всё учесть заранее.

Бизнес-план онлайн-школы: инструкция и пример

Бизнес-план обычно готовят предприниматели, которые обращаются за деньгами к инвесторам или подают заявку на государственный грант. А вот если используются собственные средства, от планирования хочется отмахнуться — зачем усложнять, по ходу разберёмся.

На самом деле, у бизнес-плана важные цели — понять, в какие затраты выльется стартап, как именно онлайн-школа будет зарабатывать деньги и как быть, если что-то пойдёт не так.

Содержание

бизнес-план онлайн-школы

Зачем нужен бизнес-план

Бизнес-план — это дорожная карта развития будущей онлайн-школы. Он учитывает ресурсы, прогнозирует потенциальные сложности и, самое главное, фиксирует конкретные цифры и сроки.

Без планирования есть риск превратиться из предпринимателя в человека-оркестра — не знаешь, за что сегодня хвататься в первую очередь и к чему готовиться завтра.

Продуманный бизнес-план в обучении отвечает на 7 главных вопросов:
  • Что продаём — продукт и уникальное торговое предложение.
  • Кому продаём — целевая аудитория.
  • Как продаём — масштабный блок про производство контента, его продвижение и продажи.
  • Где продаём — площадки для продвижения.
  • Кто продаёт — команда онлайн-школы.
  • Сколько нужно денег — бюджет онлайн-школы.
  • Сроки — сколько времени занимают этапы продвижения, как скоро окупятся вложения и школа выйдет на прибыль.
Если бизнес-план составляется для себя, его формат может быть любым — главное, понятным участникам процесса. С программой для инвестора сложнее: в фокусе финансовые расчёты и оформление бизнес-плана.
как составить бизнес-план

Структура бизнес-плана

  • Оцениваем рынок и спрос
Анализируем актуальность ниши и продукта. Используем Яндекс Wordstat для проверки частоты запросов. Если никто не интересуется, как научиться скорочтению на итальянском, вряд ли онлайн-курс под этот навык будет иметь успех.

Проводим конкурентный анализ — кто сейчас продаёт похожие курсы? Почему у них покупают?
Изучаем сильные и слабые места соперников, разбираем каналы продвижения, ценовую политику и отзывы покупателей. Прежде чем изобретать велосипед, выясняем, чем хороши уже работающие схемы.

Анализируем целевую аудиторию и рисуем аватары клиентов.

Пока не поймём, кому именно нужен такой продукт, запускать онлайн-курс — сомнительная идея.

Если определять целевую аудиторию как «замужние женщины с детьми 25−45 лет», не будет понимания потребностей. Характеристики ЦА — это не только возраст, пол, доход и семейное положение. Ищем эмоции, желания и насущные проблемы — что сподвигнет клиента на шаг в сторону обучения?

Как это сделать? Не рисовать с себя и не додумывать. Хорошее решение — провести кастдев, организовать серию интервью с предполагаемыми представителями целевой аудитории.

Кастдев покажет:
— какую проблему решает продукт;
— как сейчас клиент решает эту проблему, а возможно, вообще не решает, и с этим тоже можно работать.

Что такое кастдев и зачем он нужен онлайн школе
  • Описываем продукт
Этот блок отвечает на вопрос: как онлайн-школа решает проблему клиента. Думаем не о своих преимуществах, а о результате, который получит ученик.

Что создаём — одно предложение или линейку онлайн-курсов? Как будем учить — синхронно, асинхронно или выберем комбинированный формат? Из чего состоит курс — видеолекции, вебинары, марафоны, интенсивы, практические занятия?

Это напрямую влияет на себестоимость и отвечает на вопрос — сколько стоит открыть онлайн-школу.
  • Составляем бизнес-модель
Бизнес-модель онлайн-школы помимо описания курса включает:
— каналы продвижения;
— способы взаимодействия с учениками: соцсети, клубы, чаты в Телеграме;
— список ресурсов, которые будут финансировать проект;
— расходы;
— планируемую прибыль.

SWOT-анализ покажет сильные и слабые места, точки роста и возможные риски.

Как провести?
Прописываем 4 блока:
— сильные стороны — что отличает продукт от аналогов конкурентов;
— слабые стороны — чего не хватает для успеха;
— точки роста — потенциал и перспективы, которые пойдут на пользу;
— риски — тут учитываем все, даже самые непредвиденные трудности. Например, блокировку основной соцсети для продвижения онлайн-курсов или отмену банковских рассрочек.
  • Подбираем команду
На старте проекта не стоит раздувать штат: зарплата сотрудников не должна быть непосильным грузом. Выбираем опытных специалистов, в идеале тех, кто может совместить несколько ролей. На первый взгляд это дороже, но на практике выгоднее заплатить профессионалу с бэкграундом, чем учить или исправлять ошибки дилетанта.

Важно: не берём всё на себя — делегируем зоны ответственности и координируем процесс, чтобы не выгореть ещё на старте.

  • Составляем финансовый план
Просчитываем экономику: потенциальные расходы, объём выручки и чистую прибыль.
Можно сразу составить несколько финансовых стратегий: кризисную, реальную и оптимистичную. И для каждой прописать, какие действия предпринимаем, если бизнес будет штормить.

  • Составляем маркетинговый план
Онлайн-школе трудно набрать аудиторию в вакууме, даже если курс классный.

Для продвижения используем маркетинговые инструменты и площадки:
— лендинг (посадочная страница);
— продающий контент: посты в соцсетях, сторис, видео;
— email-рассылка;
— контекстная реклама в поисковых системах и таргетированная в соцсетях;
— чат-боты;
— работа с лидерами мнений (блогерами) — задача не первостепенная, но работающая в перспективе.

Расходы на маркетинг напрямую зависят от запросов и возможностей онлайн-школы. Например, создание продающего лендинга может обойтись в 15 000 рублей — если всё сделает новичок на Таплинке, и в 50 000+ рублей, если создавать сайт на Тильде и привлекать команду специалистов: маркетолога, дизайнера, копирайтера.

Можно запустить первые потоки онлайн-курсов и без существенных вложений в маркетинг. Это сработает в том случае, если у эксперта наработана тёплая аудитория, которая доверяет и готова покупать.

Основное про маркетинг:
  • Тотальное сокращение бюджета на маркетинг грозит такими же тотальными переделками и сливом бюджета. Да, у начинающей онлайн-школы, как правило, нет ресурсов, чтобы оплатить работу крутого агентства. Зато есть возможность прошерстить сайты конкурентов, отфильтровать референсы, выбрать понравившиеся проекты и найти своё решение.
  • Подключаем аналитику. Очевидный инструмент, про который многие забывают. При запуске онлайн-школы, необходимо понимать, что работает эффективно, а что — так себе. Логично отследить результат рекламных кампаний с помощью Яндекс. Метрики и CRM-системы.
  • Не тратим на рекламу в первый месяц всё, что есть. Закладываем бюджет хотя бы на 3 месяца вперёд, анализируем результаты и корректируем рекламные кампании.
  • Юридически оформляем онлайн-школу
Чтобы онлайн-школа работала легально, регистрируем самозанятость или ИП. Процесс несложный и дает законную возможность зарабатывать, рекламироваться и не бояться налоговых санкций.

Когда открывать ИП?
Как только доход онлайн-курсов превысит 2,4 миллиона рублей или если вид образовательной деятельности предполагает лицензирование.

В этом же блоке бизнес-плана продумываем, как принимать деньги от учеников. Например, в Zenclass это удобно делать с помощью эквайринга платформы. Всё уже продумано: есть встроенный приём платежей с фиксированной комиссией, чеки ученикам отправляет Zenclass, а ещё можно продавать курсы в рассрочку или по подписке.
  • Измеряем успех
Ставим промежуточные цели и оцениваем результат. Например, набрать 50 учеников в первый поток и увеличить количество студентов в 3 раза к пятому потоку. Собрать базу подписчиков из 500 человек и замотивировать на покупку курса через 3 месяца. Когда получается выйти на запланированную прибыль, это здорово вдохновляет двигаться вперёд.
пример бизнес-плана

Пример бизнес-плана

Разберём два варианта для онлайн-школы фитнес-тренинга:
  • Фитнес-тренер работает офлайн, успешно ведёт блог в социальных сетях, в котором регулярно раздаёт бесплатную пользу и показывает результаты подопечных.
    Цель онлайн-курса — перенести реальный опыт в онлайн и продавать уроки подписчикам.
  • Фитнес-тренер работает офлайн, ведёт блог, но цель курса — выйти за пределы соцсетей, расширить географию продаж на всю страну и заработать.
В первом случае тренер обойдётся своими силами и минимумом вложений.

Анализ конкурентов покажет, что лучше всего работают ограниченные временем марафоны и отзывы участников. Ничто так не мотивирует, как фото «до» и «после».

Описываем продукт — фитнес-марафон на 8 недель, в который входит программа питания, онлайн-тренировки в записи и регулярная проверка отчётов.

Целевая аудитория — женщины в декрете, у которых нет времени ходить в спортзал и нет знаний, чтобы заниматься самостоятельно. Основная боль — лишний вес, растяжки, потеря привлекательности.

Преимущества курса — эксперт тоже мама и восстановление после родов знакомо до болей в мышцах.
Информацию собираем у своих же подписчиков: анализируем посты, комментарии, задаём открытые вопросы.

Бизнес-модель простая, потому что сам курс требует немного вложений:
— оплата услуг копирайтера до 10 000 рублей в месяц, или время на самостоятельную на подготовку контента;
— продвижение через свой блог бесплатно или используем местные популярные интернет-сообщества с недорогой рекламой. Стоимость размещения от 1000 до 5000 рублей за публикацию. Если рекламный макет готовит дизайнер, закладываем от 1000 рублей за каждый креатив;
— расходы на запись тренировок — единоразово, потребуется смартфон с хорошей камерой и свет. Кольцевая лампа и софтбокс стоят от 5000 рублей;
— оформляем самозанятость — бесплатно;
— ставим измеримые цели: набрать первый поток из 10 учеников, половину заработанных денег вложить в таргетированную рекламу для следующего потока.

Во втором случае планы масштабнее, даже если останавливаемся на той же ЦА — женщины в декрете.
  • Оцениваем рынок
Частотность запросов «тренировки онлайн для женщин» (скриншот 1) намного ниже, чем «как похудеть дома» (скриншот 2), исходя из этого строим маркетинговую стратегию.
  • Описываем продукт — онлайн-марафон на 16 недель, с индивидуальным подбором меню, расчетом КБЖУ, тренировками онлайн и в записи, контролем куратора.
Рекомендуем сразу разработать продуктовую линейку тарифов онлайн-школы:
  • курс в записи с готовыми рекомендациями
  • онлайн-курс с тренировками в записи, но под контролем куратора
  • индивидуальный курс с личным наставником и живыми онлайн-тренировками.
  • Составляем бизнес-модель:
Проводим SWOT-анализ:
SWOT-анализ пример

SWOT-анализ для онлайн-школы фитнес-тренинга

  • продвижение — разрабатываем лендинг, запускаем таргетированную рекламу в соцсетях на целевую аудиторию. Лендинг — от 15 000 до 50 000 рублей. Плюс расходы на хостинг от 1000 рублей в месяц и домен от 1000 в год.
Запускаем контекстную рекламу — как поисковую, так и медийную — когда объявление показывается не по запросу пользователя, а на сайтах, которые входят в рекламную сеть Яндекса. Медийную рекламу умная сеть показывает на основании предыдущих запросов и действий потенциального клиента.

Стоимость рекламы в Яндекс. Директ рассчитывается по аукционной системе — чем больше желающих показать объявления по выбранной тематике, тем дороже. Стоит заложить около 30 000 в месяц и учесть зарплату специалиста — от 40 000 рублей в месяц (уровень Junior).
На таргетированную рекламу в соцсетях уйдёт не меньше 10 000 рублей в месяц плюс столько же — на зарплату таргетолога.

Генерируем контент-маркетинг и email-рассылку — чтобы прогревать многочисленную аудиторию на покупку, без помощи профессионалов уже не обойтись.

Расходы на digital-маркетолога — от 50 000 рублей в месяц. Возможно, он возьмёт на себя и функции специалиста по контекстной рекламе.
Оплата услуг копирайтера — от 10 000 рублей в месяц. Плюс оплата сервиса для email-рассылки — от 2000 рублей в месяц.
  • список ресурсов — источники финансирования: собственные деньги, заёмные средства или инвестиции;
  • расходы — маркетинг, который посчитали выше, плюс съёмка контента, проведение вебинаров, оплата платформы для онлайн-курса, разработка приложения для контроля результатов, зарплата команды;
    Стоимость платформы для обучения зависит от функционала, стартовая цена от 2500 рублей в месяц, часто есть тестовый период.
    Например, в Zenclass можно создать онлайн-школу и использовать весь функционал бесплатно 14 дней.
  • прибыль — просчитываем, сколько будет стоить курс, чтобы окупить первоначальные вложения и выйти на точку безубыточности. Стоит рассмотреть оплату курса в рассрочку, используя проверенные банки.
  • Подбираем команду:
  • маркетолог, таргетолог, копирайтер, специалист по контекстной рекламе. Возможно, кто-то сможет выполнять несколько функций; Зарплата зависит от опыта специалиста и количества поставленных задач;
  • кураторы — первые помощники, которые возьмут на себя контроль и мотивацию участников. Если в потоке до 20 человек, с этим справится эксперт. Зарплата куратора от 15 000 рублей.
  • бухгалтер — если выбор в пользу ИП или ООО. Зарплата договорная, вилка в среднем от 25 000 до 45 000 рублей.
  • Прописываем перспективу на 3 месяца.
Ставим реальные цели — например, привлечь 100 участников в первый поток, заработать 280 000 рублей. И продумать, что делать, если не получится.

Главное:

  • Цель бизнес-плана онлайн-школы — прописать шаги к успеху и рассчитать, сколько на это потребуется времени и денег.
  • Перспективы оцениваем реально, учитываем все риски и варианты развития событий.
  • Бизнес-план — это ориентир в развитии, но не кодекс, который нельзя нарушать. Планируем гибко и оставляем возможности для манёвра с поправкой на реалии.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?